На главную Телефон Карта сайта

Центр правовых исследований

Экология и право

  Эпизод № 2 «Правовое обеспечение снижения негативного воздействия на морскую среду»

     Одна из актуальных природоохранных проблем современной России – обеспечение эффективной охраны морской среды от нефтяного загрязнения. Особую остроту обозначенная проблема приобретает в связи с увеличивающимися с каждым годом объемами добычи нефти на континентальном шельфе Российской Федерации. Поэтому, вот уже ни один год, ведущие экологи-эксперты бьют тревогу о необходимости совершенствования, в том числе и правового регулирования охраны морской среды от загрязнения нефтью и нефтепродуктами.
     В течение последнего десятилетия разрабатывался ни один проект федерального закона, в той или иной степени затрагивающий вопросы охраны морской среды от нефтяного загрязнения (проекты федеральных законов о защите морей от нефтяного загрязнения, о фонде охраны водной среды от загрязнения с судов опасными и вредными веществами, об обязательном страховании гражданской ответственности судовладельцев, эксплуатирующих морские суда и суда внутреннего водного транспорта, за причинение ущерба окружающей среде и др.). Однако до стадии рассмотрения на заседании Государственной Думы Федерального Собрания РФ, в конечном итоге, дошел только проект федерального закона «О внесении изменений в федеральные законы «О континентальном шельфе Российской Федерации» и «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» (текст законопроекта см. на http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/%28Spravka%29?OpenAgent&RN=572971-5&02).
     Законопроект разработан Министерством природных ресурсов и экологии РФ и направлен на совершенствование правового регулирования использования природных ресурсов, а также осуществления иной деятельности на континентальном шельфе, во внутренних морских водах, в территориальном море РФ в целях снижения негативного воздействия на морскую среду в случаях разлива нефти и нефтепродуктов. Обозначенную цель Министерство природных ресурсов и экологии РФ предлагает реализовать, главным образом, посредством закрепления за эксплуатирующей организацией (организацией, осуществляющей эксплуатацию и использование искусственных островов, сооружений и установок, подводных трубопроводов, проведение буровых работ в целях осуществления регионального геологического изучения, геологического изучения, разведки и добычи, а также транспортировки и хранения нефти и нефтепродуктов во внутренних морских водах, территориальном море, на континентальном шельфе РФ) обязанностей по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.
     Так, при осуществлении мероприятий по предупреждению разливов нефти и нефтепродуктов в морской среде эксплуатирующая организация должна будет:
- осуществлять мероприятия, предусмотренные планом по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов;
- организовать систему обнаружения разливов нефти и нефтепродуктов в морской среде, а также систему связи и оповещения о разливах нефти и нефтепродуктов в морской среде;
- иметь финансовое обеспечение выполнения мероприятий, предусмотренных планом по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, а также возмещения в полном объеме вреда, причиненного окружающей среде в результате разлива нефти и нефтепродуктов в морской среде, в том числе водным биологическим ресурсам, и третьим лицам, а также расходов на привлечение дополнительных сил и средств к моменту начала эксплуатации и использования искусственных островов, сооружений и установок, подводных трубопроводов, проведения буровых работ, транспортировки и хранения нефти и нефтепродуктов (документами, подтверждающими финансовое обеспечение выполнения мероприятий, могут быть банковская гарантия, договор страхования, документ, подтверждающий создание эксплуатирующей организацией резервного фонда);
- иметь в наличии собственные силы и технические средства постоянной готовности и (или) привлекаемые на договорной основе аварийно-спасательные формирования постоянной готовности, предназначенные для локализации чрезвычайных ситуаций, обусловленных разливами нефти и нефтепродуктов в морской среде.
       Кроме того, при возникновении разливов нефти и нефтепродуктов в морской среде эксплуатирующая организация обязана будет:
- обеспечить оповещение федерального органа исполнительной власти, определенного Президентом РФ, иных заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, а также органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, которые располагаются на территории, прилегающей к месту разлива нефти и нефтепродуктов, о факте разлива нефти и нефтепродуктов в морской среде в порядке, установленном Правительством РФ;
- обеспечить организацию и проведение работ по локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в морской среде в соответствии с планом по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов;
- возместить в полном объеме вред, причиненный окружающей среде в результате разлива нефти и нефтепродуктов в морской среде, в том числе водным биологическим ресурсам, и третьим лицам, а также расходы на привлечение дополнительных сил и средств для осуществления ими мероприятий по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в морской среде и др.
         С целью обеспечения охраны морской среды от нефтяного загрязнения законопроектом устанавливается обязанность эксплуатирующей организации по разработке плана по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.
     Предполагается, что план по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов будет утверждать сама эксплуатирующая организация, правда, при условии наличия положительного заключения государственной экологической экспертизы на документацию, обосновывающую планируемую деятельность, предусматривающую разработку и реализацию мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в морской среде, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду, и последующего уведомления уполномоченных федеральных органов исполнительной власти. В случае если указанный план является составной частью проектной документации, предусмотренной законодательством о недрах, законодательством о градостроительной деятельности, по которой имеется положительное заключение государственной экологической экспертизы, наличие отдельного положительного заключения государственной экологической экспертизы на план требоваться не будет.
К сожалению, законопроект не устанавливает даже общих требований к содержанию плана по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, а предусматривает в этой части отсылочную правовую норму, в соответствии с которой эти требования будут устанавливаться Правительством РФ с учетом требований законодательства в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
     Масштабы морских аварий вследствие загрязнения морской среды нефтью и нефтепродуктами могут быть значительными (яркие примеры таких аварий широко известны мировому сообществу – последствия аварий танкеров «Эксон Валдиз», «Эрика», «Престиж» и др.), поэтому силами одной эксплуатирующей организации их последствия не устранить. В связи с этим законопроектом предусматривается норма, согласно которой в случае, если разлив нефти и нефтепродуктов произошел в объемах, не позволяющих обеспечить его устранение на основе плана по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, федеральный орган исполнительной власти, определенный Президентом РФ, на основании обращения эксплуатирующей организации привлекает дополнительные силы и средства единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций для осуществления мероприятий по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов. Однако в любом случае расходы на привлечение дополнительных сил и средств для осуществления мероприятий по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов впоследствии будут возмещаться эксплуатирующей организацией.
     Итак, в случае принятия законопроекта, во-первых, изменится порядок разработки и утверждения плана по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, установленный постановлением Правительства РФ от 21 августа 2000 г. № 613 «О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов». В частности, утверждать планы по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов будут сами эксплуатирующие организации, то есть организации, которые впоследствии эти планы будут выполнять. Напомню, что в соответствии с действующей редакцией постановления Правительства РФ от 21 августа 2000 г. № 613 планы по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов утверждаются соответствующими федеральными органами исполнительной власти.
   Во-вторых, принятие законопроекта приведет к увеличению финансовой нагрузки на организации, осуществляющие эксплуатацию и использование искусственных островов, сооружений и установок, подводных трубопроводов, проведение буровых работ в целях осуществления регионального геологического изучения, геологического изучения, разведки и добычи, а также транспортировки и хранения нефти и нефтепродуктов во внутренних морских водах, территориальном море, на континентальном шельфе РФ. Именно эти организации будут нести все расходы на ликвидацию последствий разливов нефти и нефтепродуктов. Однако мировой опыт ликвидации крупных морских разливов нефти и нефтепродуктов показывает, что финансовых средств виновника аварии, как правило, не хватает на возмещение в полном объеме вреда, причиненного окружающей среде, третьим лицам, расходов на привлечение сил и средств для осуществления ими мероприятий по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов. В этой связи с принятием законопроекта вопрос о создании устойчивой финансовой основы организации и проведения мероприятий по защите морской среды от загрязнения нефтью и нефтепродуктами так и останется не решенным.

Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?