На главную Телефон Карта сайта

Центр правовых исследований
АНО "ЭПИ-Центр"

Подготовлен проект Критериев для разграничения объектов государственного экологического надзора

Подготовлен проект Критериев для разграничения объектов государственного экологического надзора 1 Марта 2013

Подготовлен проект Критериев для разграничения объектов государственного экологического надзора

Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации подготовлен проект постановления Правительства Российской Федерации "Об установлении для целей государственного экологического надзора категорий хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами, и критериев, на основании которых определяются категории".

Принятие данного постановления Правительства РФ было предусмотрено в рамках перечня нормативных правовых актов, принятие которых необходимо в связи с подготовкой и возможным принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования нормирования в области охраны окружающей среды и введения мер экономического стимулирования хозяйствующих субъектов для внедрения наилучших технологий", который в настоящее время находится на стадии доработки в связи с подготовкой ко второму чтению в Государственной Думе Российской Федерации. 

Данный проект направлен на реализацию положений тридцать второго и тридцать третьего абзацев статьи 5 и пункта 7 статьи 65 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». При подготовке данного проекта постановления учтены предложения по оптимизации государственного регулирования в сфере охраны окружающей среды, содержащиеся в пункте 2.1 раздела VII протокола заседания Правительственной комиссии по проведению административной реформы от 30 августа 2011 г. № 124. С его принятием утратит силу постановление Правительства РФ от 31 марта 2009 года № 285 "О перечне объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю". Данным проектом постановления Правительства Российской Федерации для целей осуществления государственного экологического надзора предлагается закрепить три категории хозяйственной и иной деятельности исходя из критериев и показателей негативного воздействия на окружающую среду.

Протоколом в целях государственного регулирования в сфере охраны окружающей среды предлагается выделить четыре категории объектов хозяйственной и иной деятельности:
   1) экологически опасные объекты;
   2) объекты, оказывающие умеренное воздействие;
   3) объекты, оказывающие незначительное воздействие;
   4) объекты, оказывающие минимальное воздействие.

В отношении объектов, оказывающих минимальное воздействие на окружающую среду, Протоколом предлагается не применять меры государственного регулирования. Также, Протоколом предлагается в отношении экологически опасных объектов, а также иных объектов, установленных Правительством Российской Федерации, осуществление федерального государственного экологического надзора, а в отношении иных объектов – регионального государственного экологического надзора.

Проектом постановления предлагается для целей государственного экологического надзора утвердить три категории хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами: к первой категория отнести экологически опасные объекты, вторая категория - объекты с умеренным и незначительным уровнями негативного воздействия, третья категория – объекты с минимальным уровнем негативного воздействия (пункт 1 проекта постановления). 

На основания указанных положений ФЗ "Об охране окружающей среды" и предложений, содержащихся в Протоколе, проектом постановления предлагается определить, что в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и иную деятельность отнесенную:

    а) к первой категории - осуществляется федеральный государственный экологический надзор;
   б) ко второй категории – региональный государственный экологический надзор, за исключением случаев предусмотренных пунктом 3 статьи 65 ФЗ "Об охране окружающей среды", согласно которой государственный экологический надзор в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и иную деятельность с использованием объектов, хотя бы один из которых подлежит федеральному государственному экологическому надзору, осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (пункт 3 проекта постановления);
   в) к третьей категории - государственный экологический надзор не осуществляется (пункт 4 проекта постановления).

В качестве критериев хозяйственной и иной деятельности, на основании которых устанавливаются категории, разработчики проекта используют признаки, характеризующие сферу деятельности, процесс (технологию) производства, используемое сырье. В качестве дополнительного признака выделяется объем выпуска продукции в единицу времени.

К объектам первой категории отнесены сферы деятельности (производства), характеризующиеся наибольшим вкладом загрязнения окружающей среды или осуществляющие выбросы, сбросы, содержащие наиболее опасные химические вещества или их соединения для здоровья населения и состояния окружающей среды. Кроме того, при формировании указанной категории учитывались виды производственной деятельности, на которые распространяется действие Директивы Совета Европейского Союза 2008/1/EC «О комплексном предотвращении и контроле загрязнений» от 15 января 2008 г., приложение 1 к Модельному закону «О предотвращении и комплексном контроле загрязнений окружающей среды» (принят в г. Санкт-Петербурге 25 ноября 2008 г. Постановлением 31-8 на 31-м пленарном заседании Межпарламентской ассамблеи государств-участников СНГ). 

Вместе с тем, на основании абзаца тридцать два статьи 5 Федерального закона "Об охране окружающей среды" к первой категории отнесены виды хозяйственной и иной деятельности с использованием объектов, находящихся в соответствии с законодательством Российской Федерации в ведении Российской Федерации.

К третьей категории отнесены социально значимые сферы деятельности (производства, услуги), характеризующиеся минимальными объемами (уровнями) воздействия на окружающую среду. Ко второй категории отнесены не включенные в I и III категории виды хозяйственной и иной деятельности.

В связи с исключением Федеральным законом от 18 июля 2011 г. № 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» из Закона № 7-ФЗ положения о том, что перечень объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, определяется Правительством Российской Федерации (пункт 2 статьи 65 текста закона в предыдущей редакции) проектом постановления предлагается признать утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 31 марта 2009 г. № 265 «О перечне объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю» (далее – Постановление № 265).

Реализация проекта Постановления должна привести к сокращению подлежащих федеральному экологическому надзору объектов (примерно на 40 тысяч объектов) и передаче их на уровень регионального экологического контроля. Вместе с тем, в связи с введением III категории объектов, в отношении которых плановые проверки проводиться не будут, увеличение количества плановых проверок, проводимых при осуществлении регионального государственного экологического надзора, также не предполагается.

Таким образом, в связи с принятием проекта постановления предполагается значительное сокращение и поднадзорных объектов регионального уровня. Принятие проекта постановления позволит снизить административные барьеры для организаций и предприятий, практически не оказывающих негативного воздействия на окружающую среду и одновременно усилить надзор за крупными предприятиями, являющимися основными источниками загрязнения окружающей среды. При этом в связи с отсутствием государственного экологического надзора по отношению к объектам третьей категории, снижения объемов поступающей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации платы за негативное воздействие на окружающую среду не прогнозируется по следующим основаниям.

К третьей категории отнесены объекты, которые:
  1) не имеют стационарных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, следовательно не являются плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду по данному виду воздействия;
  2) имеют подключение к централизованным системам водоотведения, то есть, не осуществляют сбросы веществ и микроорганизмов непосредственно в водные объекты и, следовательно, не являются плательщиками платы за сбросы в окружающую среду);
  3) как правило, самостоятельно не осуществляют размещение отходов производства и потребления, в связи с чем лимиты размещения отходов не оформляют и плательщиками платы не являются (отходы передаются с переходом права собственности на них специализированным организациям, которые занимаются их размещением и являются плательщиками платы за рассматриваемый вид негативного воздействия).

По мнению разработчиков, принятие проекта приведет к сокращению подлежащих федеральному экологическому надзору объектов и передаче их на уровень регионального экологического надзора. Вместе с тем в связи с введением третьей категории объектов, в отношении которых плановые проверки проводиться не будут, увеличения количества плановых проверок, проводимых при осуществлении регионального государственного экологического надзора, также не предполагается.
  

Возврат к списку