На главную Телефон Карта сайта

Центр правовых исследований
АНО "ЭПИ-Центр"

Выработан план социально-экономического развития России до 2030 года

Выработан план социально-экономического развития России до 2030 года 14 Февраля 2013

Выработан план социально-экономического развития России до 2030 года

Министерством экономического развития утвержден Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года, который определяет направления и ожидаемые результаты социально-экономического развития Российской Федерации и ее субъектов в долгосрочной перспективе. Долгосрочный прогноз формирует единую платформу для разработки долгосрочных стратегий, целевых программ, а также прогнозных и плановых документов среднесрочного характера.

    Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года содержит основные стратегические цели и планы развития отдельных отраслей промышленности и народного хозяйства в долгосрочной перспективе. В числе указанных отраслей - охрана окружающей среды и развитие ресурсного потенциала экономики, агропромышленный и рыбохозяйственный комплекс. 

     В разделе о развитии Российской Федерации в сфере охраны окружающей среды отмечается в целом очень неудовлетворительное состояние основных показателей в данной сфере - так, в частности, в настоящее время в 40 субъектах Российской Федерации более 54% городского населения находится под воздействием высокого и очень высокого загрязнения атмосферного воздуха. Объем сточных вод, сбрасываемых в поверхностные водные объекты без очистки или недостаточно очищенных, остается высоким. Практически во всех регионах сохраняется тенденция к ухудшению состояния почв и земель. Интенсивно развиваются процессы, ведущие к потере плодородия сельскохозяйственных угодий и к выводу их из хозяйственного оборота. Опустыниванием в той или иной мере охвачены 27 субъектов Российской Федерации на площади более 100 млн. гектаров. Количество отходов, которые не вовлекаются во вторичный хозяйственный оборот, а направляются на размещение, возрастает. При этом условия хранения и захоронения отходов не соответствуют требованиям экологической безопасности. Уровень выбросов парниковых газов в настоящее время составляет около 70% от уровня 1990 года. Вместе с тем по уровню углеродоемкости экономики Российская Федерация занимает одно из первых мест в мире, что ведет к фактической консервации технологической отсталости производства, снижению конкурентоспособности российских товаров на мировых рынках и в дальнейшем может привести к трудностям в выполнении международных обязательств по ограничению выбросов парниковых газов.

Постепенный переход на рельсы "зеленого роста" планируется достигнуть за счет реализации комплекса законодательных и институциональных мер, обеспечивающих рост энергоэффективности и развития возобновляемых источников энергии, внедрения мер экономического стимулирования сокращения выбросов, сбросов, образования и утилизации отходов. Темпы перехода к новой модели развития и, соответственно, снижение негативного воздействия на окружающую среду, существенно зависят от объема инвестиций в разработку и внедрение ресурсосберегающих и экологически эффективных технологий, формирования технологической базы и финансовых инструментов ликвидации прошлого экологического ущерба, развитие индустрии утилизации и вторичного использования отходов производства и потребления. В период до 2020 года планируется реализовать комплекс институциональных, законодательных, финансово-экономических мер, направленных на постепенный переход от финансирования ископаемых видов топлива к финансированию "зеленых" технологий. При росте объемов бюджетного финансирования защиты охраны окружающей среды до 0,5 % ВВП до 2020 года процесс перехода к экологически эффективному развитию существенно ускорится как за счет разработки и коммерциализации новых технологий в сфере ресурсосбережения, повышения экологической эффективности и обеспечения экологической безопасности, реализации практических мероприятий, направленных на ликвидацию прошлого экологического ущерба и снижение негативного воздействия отходов производства и потребления, так и финансового обеспечения реализации новых мер государственного регулирования, в том числе модернизации экологического мониторинга и государственного экологического надзора. Увеличение расходов на охрану окружающей среды до 1,5 % ВВП в период 2020 - 2030 гг. позволит к 2030 году снизить удельные показатели негативного воздействия на окружающую среду в среднем в 3 раза.

Что касается агропромышленного комплекса, то в последние годы его развитие характеризовалось неравномерностью, обусловленной влиянием различных групп факторов, в первую очередь ярко выраженной зависимостью от природно-климатических условий. Тем не менее, среднегодовой темп роста производства продукции сельского хозяйства за 4 года (с 2008 года по 2011 год) составил 105,2%, производства пищевых продуктов, включая напитки, и табачных изделий - 101,9%. Доля сельского хозяйства в ВВП в 2011 году составила 3,4%, производства пищевых продуктов, включая напитки, и табака - 2,7 процента.

Разработка прогноза развития агропромышленного комплекса осуществлялась в двух вариантах. Инновационный сценарий развития отражает повышение конкурентоспособности данного сектора российской экономики (сохранение тенденции к импортозамещению), использование конкурентных преимуществ России, улучшение инвестиционного климата, поступательное наращиванием инновационной активности, улучшение условий жизни на селе. Рост производства продукции сельского хозяйства в 2030 году по отношению к 2011 году составит 31,2%, пищевой отрасли - 72,9 процента. Форсированный сценарий развития характеризуется интенсификацией всех имеющихся факторов роста агропромышленного комплекса, ускоренным инновационным обновлением сектора, необходимым для выхода на высокотехнологичный уровень развития, предполагает глубокую модернизацию социальной и инженерной инфраструктуры на селе, высокие стандарты жизни сельского населения. Индекс производства продукции сельского хозяйства в 2030 году к 2011 году составит 148%, пищевой отрасли - 191,3 процента.

Модернизация производства на основе инновационного технологического развития позволит развить применение ресурсосберегающих технологий во всех сферах деятельности, связанных с продовольственным обеспечением населения, экологизацию аграрного сектора, а также повысить уровень и качество жизни сельского населения. Техническая и технологическая модернизация создаст предпосылки для увеличения производительности труда в сельском хозяйстве в 1,4 - 1,6 раза (в 2030 году к 2011 году), что сопоставимо с ростом производительности труда в аграрном секторе американской экономики (в 2030 году к 2011 году в 1,5 раза), но пока не достигает уровня Южной Кореи (в 2030 году к 2011 году в 2 раза).

Большие перспективы развития до 2030 года предполагаются и у рыбохозяйственного комплекса. В Прогнозе отмечается средний темп роста добычи водных биоресурсов за период 2009 - 2011 гг., который составил 108,6%, средний темп роста производства рыбы и продуктов рыбных переработанных и консервированных за этот же период составил 104%. Ключевыми факторами, обеспечившими указанную динамику, явились добыча водных биоресурсов в исключительной экономической зоне России, в открытой части Мирового океана, импорт продукции из водных биологических ресурсов, товарное выращивание водных биоресурсов. 

Основными ограничениями развития рыбохозяйственного комплекса остаются технологическая отсталость производства, высокая степень износа основных фондов, низкая инвестиционная привлекательность рыбной отрасли, несовершенство законодательства о водных биоресурсах, высокий уровень браконьерства. Ключевыми инструментами оказания государственной поддержки и механизмами преодоления отраслевых ограничений станут мероприятия проекта Государственной программы Российской Федерации "Развитие рыбохозяйственного комплекса". К факторам, определяющим рост добычи (вылова) водных биоресурсов в прогнозный период по инновационному сценарию развития, можно отнести ориентацию океанического промысла водных биоресурсов на исключительную экономическую зону России и на вылов наиболее массовых и валютоемких объектов промысла. Основой существенного увеличения поставок рыбной и иной продукции из водных биоресурсов на внутренний рынок, расширения ее ассортимента, повышения качества и конкурентоспособности послужит развитие аквакультуры.

К дополнительным факторам роста добычи (вылова) водных биоресурсов по форсированному сценарию развития можно отнести ориентацию океанического промысла водных биоресурсов на исключительные экономические зоны зарубежных государств и открытую часть Мирового океана, увеличение вылова во внутренних водоемах за счет реализации дополнительных мер развития аквакультуры, реализация дополнительных мер поддержки обновления и модернизации рыбопромыслового флота, эффективная реализация мероприятий Национального плана действий по предупреждению, сдерживанию и ликвидации незаконного, несообщаемого и нерегулируемого промысла.

Наращивание производства рыбы и продуктов рыбных переработанных и консервированных по инновационному сценарию развития обусловлено созданием условий для обновления рыбоперерабатывающих предприятий с целью увеличения объемов выпуска рыбной продукции высокой степени переработки наряду с устойчивым ростом спроса на продукцию российского производства на внешнем и внутреннем рынках. Дополнительными факторами роста производства по форсированному сценарию развития может послужить более активная модернизация предприятий с целью увеличения объемов выпуска рыбной продукции с высокой степенью переработки. Развитие инфраструктуры отрасли будет стимулировать инвестиционную активность отечественных и иностранных товаропроизводителей и повысит инвестиционную привлекательность предприятий и организаций отрасли.



Возврат к списку