На главную Телефон Карта сайта

Центр правовых исследований
АНО "ЭПИ-Центр"

Конституционный Суд РФ разрешил спорные вопросы в части платы за размещение отходов

Конституционный Суд РФ разрешил спорные вопросы в части платы за размещение отходов 7 Марта 2013

Конституционный Суд РФ разрешил спорные вопросы в части платы за размещение отходов

Конституционный Суд РФ 5 марта 2013 года принял постановление "По делу о проверке конституционности статьи 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды" и постановления Правительства Российской Федерации "об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды негативного воздействия" в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью "Тополь", в котором решил ряд спорных вопросов части установления и взимания платы за размещение отходов. 

ООО "Тополь", осуществляющее на основании лицензии, выданной Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Ростехнадзора), сбор, транспортировку и размещение на арендуемом земельном участке в Ивановской области твердых бытовых отходов от сторонних организаций и индивидуальных предпринимателей в соответствии с заключенными с ними гражданско-правовыми договорами, а также отходов, образующихся в результате его собственной деятельности. 

Территориальное Управление Росприроднадзора по Ивановской области, являвшееся правопреемником территориального органа Ростехнадзора, обратилось в суд за взысканием с ООО "Тополь" задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду в части размещения отходов за 2009 год в размере 63 402 616 руб. 69 коп. Решениями судов первой (решение Арбитражного суда Ивановской области от 22 марта 2011 года), апелляционной (решение Второго арбитражного апелляционного суда от 16 июня 2011 года) и кассационной инстанций (решение Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 5 сентября 2011 года) было удовлетворено исковое заявление территориального Управления Росприроднадзора. 

Свое решение арбитражные суды мотивировали тем, что ООО "Тополь" принимало на себя обязательство по приемке от своих контрагентов и захоронению на принадлежащем ему временном полигоне твердых бытовых отходов, что фактически означает переход к нему права собственности на эти отходы, а следовательно, и обязанности внесения в бюджет платы за размещение отходов как платы за негативное воздействие на окружающую среду. При этом у ООО "Тополь" отсутствовал оформленный в установленном порядке документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, проекты которых оно, как малое предприятие, обязано было разработать, что означает, что плата за негативное воздействие на окружающую среду должна рассчитываться с учетом пятикратного повышающего коэффициента. Определением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28 февраля 2012 года, вынесенным по заявлению ООО "Тополь", в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра указанных судебных актов в порядке надзора было отказано.

ООО "Тополь" обратилось в Конституционный Суд Российской Федерации с жалобой, оспаривая неконституционность статьи 16 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и постановления Правительства РФ от 28 августа 1992 года № 632, поскольку полагает, что предусмотренный ими публично-правовой платеж в виде платы за размещение отходов производства и потребления не является законно установленным в смысле статей 57 и 75 (часть 3) Конституции РФ, так как не определены и законодательно не установлены адресаты, обязанные вносить данную плату, а указанное постановление Правительства РФ не является надлежащим нормативным правовым актом для установления основных элементов данного публично-правового платежа, в том числе его плательщиков.

Кроме того, по мнению заявителя, поскольку твердые бытовые отходы, захоронение которых он осуществляет, появляются в результате деятельности других лиц, на него не может быть возложена обязанность вносить плату за оказываемое этими лицами негативное воздействие на окружающую среду (тем более что некоторые его контрагенты сами вносили в бюджет соответствующие платежи); между тем действующее правовое регулирование, не позволяя при расчете тарифов за услуги предприятий, осуществляющих сбор, транспортировку и размещение отходов производства и потребления, учитывать суммы вносимых на их счет платежей за негативное воздействие на окружающую среду, фактически ставит такие предприятия на грань банкротства. Ликвидация же временных полигонов по захоронению отходов приведет, вопреки требованию статьи 58 Конституции РФ, к появлению многочисленных несанкционированных свалок, что в свою очередь повлечет ухудшение экологической ситуации в регионе и тем самым - нарушения права граждан на благоприятную окружающую среду.            

Возврат к списку