На главную Телефон Карта сайта

Центр правовых исследований
АНО "ЭПИ-Центр"

Госдума дала разъяснения по применению законодательства о госрегистрации прав

Госдума дала разъяснения по применению законодательства о госрегистрации прав 11 Февраля 2013

Госдума дала разъяснения по применению законодательства о госрегистрации прав

Письмом Комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Государственной Думы РФ от 22 января 2013 г. № 3.3.- 6/94 "О государственной регистрации сделок с недвижимым имуществом в связи с вступлением в силу 1 марта 2013 г. Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 302-ФЗ" разъясняются правила применения законодательства о государственной регистрации в связи с вступлением в силу Федерального закона "О внесении изменений в главы 1, 2, 3 и 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", среди прочего отменяющего необходимость государственной регистрации сделок с недвижимым имуществом.

С 1 марта 2013 года устраняется смешение различных видов регистрации (одновременной регистрации прав на недвижимое имущество и регистрации сделок с ним) и создаются необходимые правовые условия для перехода только на систему регистрации прав. Указанный Федеральный закон, внесший изменения в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса РФ, правила о государственной регистрации сделок с недвижимостью (договора купли-продажи жилых помещений, предприятия, договора дарения недвижимого имущества, договора его отчуждения под выплату ренты, договора аренды недвижимого имущества, предприятия) не подлежат применению к договорам, заключаемым после дня вступления в силу данного закона (1 марта 2013 г.). Таким образом, требования об обязательной регистрации сделок с недвижимостью впредь не подлежат применению.

Также теперь ограничения прав и обременения имущества подлежат государственной регистрации в случаях, предусмотренных федеральным законом, а подлежащие государственной регистрации права на имущество, охватывающие в своем содержании ограничения (обременения), возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено федеральным законом. 

Договор аренды влечет для собственника имущества, сдающего имущество в аренду (арендодателя), невозможность самостоятельного использования переданного в аренду имущества, следовательно, является обременением недвижимого имущества и, соответственно, выступает основанием для государственной регистрации такого обременения. В действующем законодательстве отсутствуют какие бы то ни было положения, исключающие возможность государственной регистрации аренды недвижимого имущества в качестве обременения. Таким образом, аренда недвижимого имущества как обременение подлежит государственной регистрации.

Более того, отмена государственной регистрации сделок не изменяет установленной Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" процедуры регистрации аренды как обременения. Требование этого Закона о государственной регистрации аренды недвижимого имущества как обременения сохранено.

Согласно положениям указанного Федерального закона государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ. С учетом приведенного в указанном Федеральном законе содержания понятия ограничения (обременения), к ограничениям (обременениям) прав отнесены установленные законом или уполномоченными органами в предусмотренном законом порядке условия, запрещения, стесняющие правообладателя при осуществлении права собственности, и в том числе аренда. Таким образом, и с 1 марта 2013 году будут продолжать сохранять силу правовые основания для государственной регистрации обременения недвижимости в виде аренды на основании договора аренды, заключенного сторонами в простой письменной форме.

Возврат к списку